Проекты

Комплексные решения по разработке специализированных ГИС на основе ГИС Карта 2005

Единая система мониторинга и администрирования сетей связи ОАО "РЖД"

Разработчик: Разработчик: ЗАО "Транссеть"

ЕСМА - Единая система мониторинга и администрирования сетей связи ОАО "РЖД"

Задачи решаемые системой:

  • Обеспечение управления сетью связи технологического сегмента ОАО «РЖД» в целом;
  • Обеспечение эффективного мониторинга параметров функционирования оборудования сети связи;
  • Поддержка заданных параметров функционирования и качества сервисов;
  • Обеспечение адекватной и своевременной реакции на возникновение не штатных ситуаций;
  • Прогнозирование поведения сети связи в различных условиях;
  • Инвентаризация сетевого оборудования;
  • Планирование развития сетевой инфраструктуры.

Структура системы и взаимодействие модулей ЕСМА – это территориально-распределенная, иерархическая, модульная, автоматизированная система.

Иерархия ЕСМА представлена двумя уровнями:

  • Корпоративный (верхний) уровень – Основной центр управления сетями связи, организованный на базе Центральной Станции Связи ОАО «РЖД» (г. Москва) и Резервного центра управления сетями связи (г. Хабаровск);
  • Дорожный уровень – Центры технического управления (ЦТУ) сетями связи, организованные на основе Дирекций связи 17-ти Железных Дорог;

Функциональная структура системы представлена на Рис. 1.

Рис.1 Функциональная структура системы

Рис.1 Функциональная структура системы

С точки зрения выполняемых функций в ЕСМА можно выделить следующие самостоятельные программные модули:

TRS Manager - Модуль управления инцидентами и проблемами – основной модуль системы обеспечивающий консолидацию, упорядочивание и первичную обработку информации о происходящих событиях, протоколирование действий оперативного персонала в связи с этими событиями, а также сопровождение установленного порядка выполнения административных решений.

Интерфейс пользователя реализован с использованием Web-технологии и позволяет применить для работы с данными стандартные интернет-браузеры, то есть обеспечить доступ к системе практически с любого рабочего места.

Существуют следующие режимы использования программы:

  • Оперативный режим отображающий в табличном виде информацию обо всех поступивших событиях, в порядке их возникновения с указанием пользователю-оператору краткой информации о важности каждого события, источнике возникновения, текущем состоянии дел и т.п. Интерфейс оперативного режима отслеживает персонально по каждому пользователю-оператору его информированность о состоянии дел. Пользователь может также самостоятельно настроить способы уведомления о «новых» событиях.
  • Режим Раскрывающихся списков, позволяет классифицировать информацию о событиях в сети по различным параметрам с одновременным наложением настраиваемых фильтров и правил. Гибкость настроек этого режима позволяет использовать его для получения большинства интересующих пользователей системы отчетов и запросов, выполнять фильтрацию значимой информации, сохранять как результаты, так и шаблоны запросов.
  • Режим Статистической отчетности позволяет сформировать дополнительные отчетные формы:
    • Отчеты пользователя – могут быть настроены и сохранены (как шаблоны для выполнения подобных запросов впоследствии) каждым пользователем системы, имеющим соответствующие права доступа с помощью специального, интуитивно-понятного конструктора отчетов.
    • Отчеты администратора – пользователь имеющий особые полномочия в системе имеет право «опубликовать» свои пользовательские шаблоны запросов (отчеты) для обращения к ним других пользователей, входящих в разрешенные группы пользователей;
    • Стандартные отчеты – встроенные в систему разработчиками отчеты (в том числе графические), которые в силу их особой специфики не могут быть получены настройкой Пользовательских отчетов.

Рис.2. Примеры отчетов, выдаваемых системой

GUI Manager - Представляет собой клиентскую программу, наглядно отображающую на векторной карте информацию о наличии и состоянии технических средств и оборудования (в том числе авариях), различных значимых событиях, а также выводимые поверх карты различные гистограммы и графики (см. Рис. 3). GUI Manager создан с использованием набора компонент для создания ГИС-приложений - GIS ToolKit, а векторная карта - с помощью профессионального векторизатора электронных карт "Панорама-Редактор", разработанного ЗАО «КБ Панорама».

Детализация местоположения отображаемых объектов выполняется с точностью до железнодорожной станции.

Рис.3. Отображение данных в системе

Рис.3. Отображение данных в системе

Данный модуль реализован в виде Windows-программы, инсталлируемой на компьютере пользователя системы и получающей актуальные данные с сервера ЕСМА. Период запроса установлен 15 сек.

Многооконный интерфейс программы позволяет сочетать картографические окна с окнами веб-интерфейса модулей TRS Manager и Учет ресурсов сети и поддерживает ссылочные переходы между ними. Так, например, для окна оперативного режима TRS Manager при просмотре с использованием клиента GUI Manager есть возможность по ссылке перейти на карте к упоминаемому объекту. Например на Рис. 4 показан фрагмент экрана системы. В отдельном окне видна таблица оперативного режима под которой на экране расположена карта. И на карте и в таблице мы видим аварийные события на станциях Лукашевка (1-й приоритет важности – красный цвет) и Арбузово (4-й приоритет важности). При щелчке по пиктограмме расположенной в таблице в столбце «ЦТУ, ЦТО, Станция» карта будет автоматически сориентирована так, что выбранная станция будет расположена по центру экрана.

Рис. 4. Фрагмент работающей системы

Рис. 4. Фрагмент работающей системы

Учет ресурсов сети - Модуль обеспечивает пользовательский интерфейс к базе данных, хранящей различную информацию об объектах инфраструктуры сетей связи (таких как оборудование, кабельные трассы), вспомогательном оборудовании, а также об объектах привязки (например: справочники «Станции и остановочные пункты ЖД, «Организационная структура эксплуатирующих сети подразделений», «Здания и Помещения» и т.п.).

Интерфейс системы организовывает все учитываемые объекты в виде иерархического многоуровневого дерева. Система позволяет использовать 5 различных предустановленных видов дерева. В зависимости от специфики решаемой задачи пользователь системы может выбрать свой вариант дерева. Пользователь может взяв за основу стандартное дерево значительно модифицировать его вид сократив не интересующую его информацию за счет скрытия ненужных ветвей и ступеней, а также наложения фильтров.

Для ряда заданных переменных свойств некоторых объектов есть возможность настройки автоматического опроса – автоматической инвентаризации. Таким образом, например, считывается информация о кросс-коннектах мультиплексоров, которая используется при анализе физической возможности логического соединения клиентских портов - построения каналов верхнего уровня – трактов.

Таким образом система дает пользователю наиболее полную картину происходящего за счет отражения взаимосвязи по схеме Событие – Карта – Объект. Пользовательский интерфейс системы обеспечивает эту взаимосвязь за счет наличия перекрестных ссылок, обеспечивающих переходы непосредственно к выбранным объектам, событиям и соответствующую ориентацию карты.

Модули стыковки с СУСП (Системами Управления Сетями Производителей)

В настоящий момент реализованы модули взаимодействие со следующими системами управления:

  • FlexGain «Натекс»
  • QPORT «ЭЗАН»
  • ИСМУС «Новел-ИЛ»
  • КПО «Морион»
  • Rmonitor «Ижевский радиозавод»
  • ЦСПД «Пульсар»

На момент написания данной статьи системой выполнялся мониторинг около 6500 устройств и плат оборудования.

Модуль Администрирования системы
Обеспечивает ведение реестра пользователей, имеющих доступ к работе с Web-интерфейсом системы и гибкую раздачу прав доступа. Так права групп пользователей на доступ к объектам можно ограничить по административно-территориальной принадлежности, по принадлежности к определенным сетям связи и типам оборудования.

Возможно ограничить доступ только к определенным группам атрибутов объектов, а также ограничить доступные для данной группы пользователей операции над объектами и их атрибутами.

Конечный пользователь получает свои права через членство в соответствующих группах. Любой авторизованный в системе пользователь может получить информацию о своих текущих правах доступа.

Результат внедрения

С июня 2006 г. ЕСМА начала функционировать на пяти «пилотных» дорогах: Октябрьской, Московской, Горьковской, Западно-Сибирской и Юго-Восточной, а в течение второго полугодия 2006 г. к ЕСМА были подключены все дороги. Эксплуатация ЕСМА в ОАО РЖД показала соответствие достигнутых результатов целям и задачам определенным при ее разработке. За счет наглядности и оперативности получения обслуживающим персоналом всех уровней информации о текущем состоянии отдельного оборудования и сети в целом достигнуто сокращение среднего времени устранения отказа оборудования.

Гибкая система отчетности реализованная в ЕСМА позволяет находить и решать проблемы «слабых мест» сети, прогнозировать и предупреждать вероятные отказы. Анализ аварийных сообщений средствами системы позволил выявить и заменить неисправное и нестабильно работающее оборудование. За счет этого достигнуто 2-х кратное сокращение числа ошибок на оборудовании сетей связи.

Протоколирование средствами ЕСМА действий обслуживающего персонала в ходе их деятельности по эксплуатации сети позволяет выявлять не только негативные случаи, но и передовой опыт, рационально планировать и проводить организационные мероприятия призванные повысить качество работы.

Возможность инвентаризации в системе не только состояния оборудования и объектов сетевой инфраструктуры, но и получаемых в ходе эксплуатации сети виртуальных объектов (таких, как тракты и каналы с фиксированной пропускной способностью) позволяет получить четкое отражение влияния процессов связанных с эксплуатацией сети на качество предоставляемых услуг. ЕСМА позволяет проводить анализ загрузки оборудования и сети в целом, а также вести учет не только существующих, но и планируемых объектов, то есть является инструментом не только для эксплуатации, но и планирования развития сетевой инфраструктуры.