Проекты

Комплексные решения по разработке специализированных ГИС на основе ГИС Карта 2005

Система видеопаспортизации железнодорожных путей и лазерного сканирования

Разработчик: Иркутскжелдорпроект

Применение мобильного топографического комплекса для геодезического обеспечения изысканий на действующих и новых железных и автомобильных дорогах

Для решения задач предпроектного обследования участков пути, предназначенных под модернизацию инфраструктуры и усиленный капитальный ремонт, в проектно-изыскательском институте «Иркутскжелдорпроект» применяется мобильный топографический комплекс (МТК). Основная идея МТК – синхронное выполнение видеосъемки и лазерного сканирования с их географической привязкой к местности. МТК состоит из системы видеопаспортизации дороги, выполняющей видеосъемку четырьмя камерами, системы лазерного сканирования и высокоточной системы определения положения, устанавливаемых на подвижной платформе (вагоне или автомобиле) (Рис.1, 2).

Рис.1 Оборудование мобильного топографического комплекса

Рис.2 Размещение мобильного топографического комплекса на вагоне и автомобиле

Точное пространственное положение и ориентация платформы определяются с помощью инерциальной навигационной системы и геодезического приемника сигналов глобальной навигационной спутниковой системы. Для визуализации данных съемки МТК был разработан программный модуль с использованием GIS ToolKit (КБ «Панорама») (Рис.3), который позволяет выполнять просмотр видеоматериала, собранного четырьмя видеокамерами, и данных лазерного сканирования с привязкой к карте местности.

Рис.3 Фрагменты программы визуализации материалов МТК

Благодаря широкому набору функций GIS ToolKit навигация, масштабирование, поиск объектов и позиционирование на объектах карты реализуются в программе без проблем, а в исполняемом приложении выполняются быстро и легко.
Обработка облака точек лазерного сканирования может быть выполнена с помощью специализированных программных пакетов - Cyclone, RapidForm, AutoCAD Civil3D (Рис.4).

Рис.4 Облака точек измерений, получаемое МТК:
Участок перегона Утай-Тулун Восточно-Сибирской железной дороги (слева)
Западный портал Северо-Муйского тоннеля ВСЖД (справа)

Конечным продуктом работы МТК, получаемым в результате обработки полевых материалов, являются цифровые модели местности, необходимые для выполнения работ на стадии проектирования и технико-экономического обоснования проекта (Рис.5).

Рис.5 Модели рельефа и земляного полотна до (слева) и после реконструкции (справа)

На начало октября 2008 года с помощью комплекса выполнены измерения на участках Восточно-Сибирской железной дороги общей протяженностью более 3 тыс. км (Рис.6).

Рис.6 Участки ВСЖД, где проводились измерения МТК

В ноябре 2008 года были проведены работы по видеосъемке и лазерному сканированию участка Северо-Кавказской железной дороги Ростов-на-Дону – Туапсе – Сочи – Адлер – Веселое общей протяженностью около 540 км (Рис.7). Собранный материал был предоставлен в «Росжелдорпроект» для использования при проектировании реконструкции железнодорожных путей к Олимпийским играм в Сочи.

Рис.7 Трасса проезда с измерениями МТК на Северо-Кавказской железной дороге.

Благодаря высокой точности, универсальности и оперативности МТК может использоваться для решения широкого спектра задач геодезического обеспечения инженерных изысканий на действующих и проектируемых к строительству новых железных и автомобильных дорогах.

Информацию предоставил
Петухов Дмитрий Петрович,
гл.специалист отдела изысканий,
Иркутскжелдорпроект
Тел. (3952)645006*1490
mailto: dpetukhov@irk.esrr.ru