Техническая поддержка - Создание и редактирование векторных карт

ГИС Карта 2005

3. Нанесение на карту нового объекта

3.1. Общие сведения

Рис. 2. Классификация объектов электронной карты

Все объекты, составляющие электронную карту, по характеру локализации (принципу пространственного описания) делятся на 6 типов (см. Рис.2.):

  • Площадные (полигоны);
  • Линейные (линии);
  • Точечные (растровые знаки);
  • Подписи (тексты);
  • Векторные (ориентированные точечные);
  • Шаблоны (сложные подписи).

3.2. Способы нанесения на карту нового объекта

Используя функции "Редактора карты" на карту можно нанести новый объект, описание которого есть в библиотеке условных знаков (электронном классификаторе). При этом у Вас есть несколько способов нанесения на карту нового объекта:

1. Основной способ - это нажать кнопку "Создание" панели "Редактора" (Рис.1.,п.2.), выбрать из библиотеки соответствующий объект и нанести его на карту. Рекомендуется выбор объекта производить в следующем порядке:

Рис.3. Выбор из классификатора типа создаваемого объекта.

  • Установить карту, на которую будет наноситься объект. Это необходимо сделать только в случае, если у Вас на карте лежит одна или несколько пользовательских карт (так как этим режимом можно нанести объект не только на саму карту, но и на любую из пользовательских). Это связано еще и с тем, что у основной карты и лежащих на ней пользовательских могут быть совершенно разные библиотеки условных знаков (классификаторы).
  • Установить характер локализации создаваемого объекта.
  • Установить слой отображения, к которому принадлежит создаваемый объект.
  • Выбрать сам объект из списка названий объектов.
  • Выбрать способ нанесения объекта на карту. Это может быть произвольный контур, наклонный, горизонтальный или комбинированный прямоугольник, окружность заданного или произвольного радиуса, параллельная линия. Кроме того, Вы можете непосредственно ввести координаты составляющих его точек с клавиатуры или считать их из заранее созданного текстового файла, а также произвести полуавтоматическую векторизацию растрового фона.
  • Нажать кнопку "Выбор".

2. Выбрать объект из заранее созданной таблицы макетов и нанести его на карту (Рис.1.,п.27.).
3. Если объекты такого типа уже существуют на карте, то можно создать новый объект, "позаимствовав" тип у уже нанесенного ранее объекта (Рис.1.,п.1.).
4. Создать полную копию существующего на карте объекта с позиционированием его на новом месте (Рис.1.,п.4.).
5. Перенести объект с пользовательской карты в одиночном или групповом режиме (Рис.1.,п.14.).
6. С использованием задачи "Выполнение расчетов" создать вокруг объекта карты (или пользовательской карты) зону заданной ширины и сохранить ее как объект карты.
7. Создать объект путем сшивки двух объектов карты (Рис.1.,п.21.).

Кроме того, на пользовательскую карту можно нанести графические объекты, не описанные в классификаторе. К таким объектам относятся (Рис.1):

  • линия (кн. 6);
  • полигон (кн. 8);
  • точечный знак (кн. 7);
  • подпись (кн. 5).

При нанесении на карту графического объекта пользователь сам определяет его изображение (см. Рис. 4 - 7).

Рис.4. Выбор типа наносимой подписи.

Рис.5. Выбор типа наносимой линии.

Рис.6. Выбор типа наносимого полигона.

Рис.7. Создание описания растрового знака.

3.3. Способы создания объекта

При выборе из классификатора типа создаваемого объекта, а также при задании изображения наносимого графического объекта пользователь определяет способ создания объекта, т.е. способ ввода координат описывающих его точек. Объект может быть нанесен на карту одним из следующих способов:

  • как произвольная линия;
  • как горизонтальный прямоугольник;
  • как наклонный прямоугольник;
  • как сложный прямоугольник;
  • как окружность (круг) заданного радиуса;
  • как окружность (круг) произвольного радиуса;
  • с помощью полуавтоматической векторизации;
  • по координатам, описанным в текстовом файле;
  • по координатам, введенным непосредственно с клавиатуры;
  • как параллельная линия;
  • как сглаживающий сплайн;
  • как описывающий сплайн;
  • как окружность (круг), заданная тремя точками;
  • как эллипс.

3.3.1. Произвольная линия

При создании объекта способом "Произвольная линия" точки объекта указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. При вводе точки, расположенной в непосредственной близости от границы экрана, центр экрана автоматически перемещается в последнюю введенную точку (производится автоматический скроллинг). Отменить последнюю введенную точку можно нажатием клавиши backspace, шаг назад или выбрав пункт "Удалить последнюю точку" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. В процессе создания линейного или площадного объекта доступны вспомогательные режимы копирования L, I, D, T, P, режимы ориентации создаваемой точки H,V,F и режимы навигации M,N и X. Подробно назначение, способы применения и порядок использования вспомогательных режимов описан в п.***. Способ доступен для создания любого типа объекта. При создании векторного объекта или подписи после ввода второй точки производится автоматическая запись объекта. При создании точечного объекта запись производится автоматически после отпускания левой кнопки мыши (пока кнопка нажата, объект можно более точно позиционировать перемещением мыши). Для записи создаваемого линейного или площадного объекта следует выполнить одно из следующих действий: двойное нажатие левой кнопки мыши, одновременное нажатие левой и правой кнопки мыши (удерживая левую, нажать правую), одновременное нажатие Ctrl-левая кнопка мыши, одновременное нажатие Ctrl-Enter или выбрать пункт "Выполнить операцию" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. Далее все эти комбинации будем называть просто "Завершение операции". Отказаться от создания объекта можно, если выполнить одно из следующих действий: одновременное нажатие Ctrl-правая кнопка мыши, одновременное нажатие Ctrl-С или выбрать пункт "Отменить операцию" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. Далее все эти комбинации будем называть просто "Отмена операции".

3.3.2. Горизонтальный прямоугольник

При создании объекта способом "Горизонтальный прямоугольник" вводятся две точки - границы диагонали создаваемого прямоугольника. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши.

3.3.3. Наклонный прямоугольник

При создании объекта способом "Наклонный прямоугольник" вводятся три точки - боковая сторона и диагональ создаваемого прямоугольника. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. Для первых двух точек доступны вспомогательные режимы копирования I и T. Подробно назначение, способы применения и порядок использования

3.3.4. Сложный прямоугольник

При создании объекта способом "Сложный прямоугольник" вначале вводятся две точки - самая длинная боковая сторона создаваемого объекта, а затем - остальные вершины прямоугольника (через одну). Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. Промежуточные точки создаются автоматически на пересечении прямой, параллельной первой линии (и проходящей через текущую точку) и перпендикуляра к первой линии, проходящего через предыдущую точку.

Таким образом, перпендикулярность всех граней создаваемого объекта (в том числе и последней, замыкающей) отслеживается автоматически. Для первых двух точек доступны вспомогательные режимы копирования I и T. Используя эти режимы, первой создаваемой гранью объект можно "привязать" к уже существующему объекту (см. Рис.). Подробно назначение, способы применения и порядок использования вспомогательных режимов описан в п.***.

3.3.5. Окружность (круг) заданного радиуса

Для создания окружности (круга) заданного радиуса необходимо указать на карте центр создаваемой окружности. Центр окружности можно указать на экране курсором и ввести нажатием левой кнопки мыши или воспользоваться вспомогательными режимами I, T и "привязать" его к уже существующему объекту карты. После указания центра окружности следует задать ее радиус (в м. или км.).

3.3.6. Окружность (круг) произвольного радиуса

При создании окружности (круга) произвольного радиуса вводятся две точки - центр и радиус окружности. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. После ввода второй точки производится автоматическая запись объекта. Для указания центра создаваемой окружности (круга) можно воспользоваться вспомогательными режимами I, T и "привязать" его к уже существующему объекту карты.

3.3.7. Полуавтоматическая векторизация

Процесс векторизации - комбинация автоматического отслеживания непрерывных растровых линий (до пересечения с другими линиями или обрыва векторизуемой линии), ручного ввода точек и топологического копирования. Начинать векторизацию следует с ввода (нажатием левой кнопки мыши или путем копии с существующего объекта см. Вспомогательные режимы создания) начальной точки объекта. Далее можно аналогично вводить последующие точки, копировать точки и участки существующих объектов или запустить векторизатор. Для запуска векторизатора следует указать направление векторизации (перемещением курсора) и, не нажимая кнопок мыши активизировать векторизацию (клавиша О - лат.). При этом курсор должен находиться над растровым изображением векторизуемой линии. Сохранение объекта производится в момент "Завершения операции" (см. п. 3.3.1.).

3.3.8. Создание объекта по координатам из текстового файла

Вы можете нанести на карту объект (или группу однотипных объектов), описание которого имеется в виде набора координат составляющих его точек. Для этого необходимо заблаговременно подготовить соответствующий текстовый файл. Правила формирования текстового файла с координатами создаваемых объектов:

  • Файл с координатами создаваемых объектов имеет расширение .MET
  • В файле могут присутствовать служебные поля:

Табл.1. Перечень возможных служебных полей файла описания координат Создаваемых объектов.

  • Служебные поля должны начинаться с первой позиции строки.
  • Метки MET, BEGIN, END являются обязательными ключевыми полями.
  • Описание объектов разделено знаком #. После знака # (без пробела) могут стоять символы R (координаты в перевернутой системе Y, X) или H (координаты объектов - трехмерные X,Y, H).
  • Между метками # допустимо наличие только строк с координатами объектов или строк-комментариев, начинающихся символом / (наличие других служебных полей недопустимо).
  • По умолчанию (или после появления служебного поля XY) объекты создаются в прямоугольной системе координат (после служебного поля # следуют строки, содержащие пары координат точек объекта в м.).
  • После появления служебного поля RAD объекты создаются в геодезической системе координат (после служебного поля # следуют строки, содержащие пары координат точек объекта (B,L) в радианах).
  • После появления служебного поля GRAD объекты создаются в геодезической системе координат (после служебного поля # следуют строки, содержащие пары координат точек объекта (B,L) в долях градуса), например:
    #
    57.123654 345.576543
    58.123654 344.576543
    Широта может изменяться от 0 до 90 (северной) и от 0 до -90 (южной). Долгота может изменяться от 0 до 360 (или от 0 до180 и от 0 до -180) градусов.
  • После появления служебного поля GMS объекты создаются в геодезической системе координат (после служебного поля # следуют строки, содержащие пары координат точек объекта (B,L) в градусах, минутах и секундах), например:
    #
    7 20 37.123 345 57 54.322
    -5 20 37.123 345 57 54.322
    Широта может изменяться от 0 до 90 (северной) и от 0 до -90 (южной). Долгота может изменяться от 0 до 360 (или от 0 до180 и от 0 до -180) градусов.
  • В одном текстовом файле может содержаться информация об объектах в разных системах координат.
  • При создании объекта по прямоугольным координатам необходимо следить за тем, чтобы создаваемые объекты были описаны в той же системе координат (и в той же зоне для топографических карт), что и карта, на которую они наносятся.
  • При необходимости занести в описание создаваемого объекта атрибутивную информацию, следует воспользоваться служебным полем SEM. За символами SEM должны следовать (через пробел) код и значение семантической характеристики, например, чтобы ввести собственное название: SEM 9 Ногинск.
  • По геодезическим координатам можно нанести объект на карту только в том случае, если она создана в проекции, поддерживающей взаимный пересчет между геодезическими и прямоугольными координатами. Это можно проверить, если попытаться изменить текущую систему координат на геодезическую в Системе через пункт меню Параметры. Если у Вас это получилось - смело создавайте объекты по геодезическим координатам.
  • По описанию в текстовом файле создаются, как правило, однотипные объекты. Если у Вас есть необходимость в нанесении на карту по координатам объектов разного типа, рекомендуется разнести их описание по разным текстовым файлам.
    Пример текстового файла:
    MET
    BEGIN
    // Создаем точечные объекты в радианах
    RAD
    #
    0.97065938 0.65882652
    #
    0.97058971 0.65838004
    // Создаем точечный объект в градусах
    GRAD
    #
    55.65802244 37.54409293
    // Создаем точечный объект в метрах
    XY
    #
    6171257.20 7408038.50
    # R
    7408038.50 6171257.20
    #H
    6171257.20 7408038.50 127.3
    SEM 4 127.3
    #
    6169977.20 7407298.50
    // Создаем линейный объект в градусах, минутах и секундах
    GMS
    #
    55 39 28.88 37 32 38.73
    55 39 29.35 37 32 38.73
    #
    55 39 18.96 37 32 20.51
    END

3.3.9. Параллельная линия

При создании объекта в виде параллельной линии вводятся точки, описывающие осевую линию создаваемого объекта. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. Ширину создаваемой зоны можно динамически изменять в процессе создания объекта (клавиши + и -). Кроме того, можно задать фиксированное значение ширины создаваемой "зоны" в мм. на карте или м. на местности, настроив параметры сеанса редактирования (шаг цифрования). Отменить последнюю введенную точку можно нажатием клавиши backspace, шаг назад или выбрав пункт "Удалить последнюю точку" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. Сохранение объекта производится в момент "Завершения операции" (см. п. 3.3.1.).

3.3.10. Сглаживающий сплайн

Данный режим доступен для создания линейных, площадных объектов и подписей. При создании объекта точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. Данный режим целесообразно применять для нанесения на карту объектов оформления, не привязанных жестко к самой карте (схематичные границы всевозможных зон, рубежей и т.д.), так как плавная кривая, которая строится автоматически с использованием введенных Вами точек, не будет проходить точно через эти точки (см. Рис.). Кроме того, данным режимом можно воспользоваться для создания криволинейных подписей.

Для создания криволинейной подписи необходимо:

  • В окне выбора типа создаваемого объекта (Рис. 3.) указать локализацию - ПОДПИСЬ.
  • Указать слой отображения, в котором Вы будете искать тип наносимого Вами объекта (в данном случае шрифт наносимой подписи). Как правило, во всех классификаторах подписи собраны в слое НАЗВАНИЯ И ПОДПИСИ, однако могут быть исключения, когда подписи разнесены по разным слоям классификатора.
  • Выбрать тип создаваемого объекта (шрифт). Для создания криволинейной подписи следует выбирать негоризонтальные шрифты (образец такого шрифта в окне ИЗОБРАЖЕНИЕ отображается на диагонали этого окна, тогда как образец горизонтального шрифта - горизонтально в центре окна).
  • Установить способ создания - сглаживающий сплайн.
  • Нажать кнопку ВЫБОР.
  • Ввести текст создаваемой подписи.
  • Нанести текст на карту, обозначив поворотные точки кривой, по которой будет расположена создаваемая подпись.

Отменить последнюю введенную точку можно нажатием клавиши backspace, шаг назад или выбрав пункт "Удалить последнюю точку" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. Сохранение объекта производится в момент "Завершения операции" (см. п. 3.3.1.).

3.3.11. Описывающий сплайн

Описывающий сплайн отличается от сглаживающего сплайна тем, что автоматически выстраиваемая плавная кривая пройдет точно через указанные Вами точки. Это обуславливает возможность использования данного режима для нанесения на карту различных (в том числе и картографических, напр., горизонтали, реки, дороги и др.) объектов. При создании объекта точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. Отменить последнюю введенную точку можно нажатием клавиши backspace, шаг назад или выбрав пункт "Удалить последнюю точку" меню, всплывающего при нажатии правой кнопки мыши. Сохранение объекта

3.3.12. Ввод координат с клавиатуры

При вводе координат объекта с клавиатуры в окне ввода координат задаются непосредственные значения координат описывающих этот объект точек. В процессе ввода координат можно поменять тип системы координат (прямоугольная - геодезическая и т.д.). Координаты очередной точки можно получить путем ввода направления (дирекционного угла) и расстояния от предыдущей точки (прямая геодезическая задача).

3.3.13. Окружность, заданная тремя точками

Данный режим целесообразно применять для нанесения на карту окружностей (кругов), для которых сложно однозначно определить положение центра. При создании окружности (круга) вводятся три точки, расположенные непосредственно на окружности. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши. После ввода третьей точки производится автоматическая запись объекта.

3.3.14. Эллипс

При создании эллипса вводятся две точки - центр и большой радиус. Малый радиус рассчитывается пропорционально большому. Точки указываются на экране курсором и вводятся нажатием левой кнопки мыши.

3.3.15. Зависимость способа создания от типа объекта

Пространственное (метрическое) описание различных типов объектов можно представить следующим образом:

  • точечный объект - одна точка;
  • линейный объект - последовательность точек;
  • площадной объект - последовательность точек, координаты первой и последней совпадают;
  • векторный объект - две точки;
  • прямолинейная подпись - две точки;
  • криволинейная подпись - последовательность по две точки;
  • совокупность последовательностей точек.

Этим многообразием обусловлено то, что, например, невозможно создать точечный объект в виде параллельной линии.

При выборе Вами конкретного типа объекта (локализации), Вы можете заметить, что некоторые кнопки, соответствующие способам создания стали недоступными. Это значит, что данным способом выбранный Вами тип нельзя нанести на карту.

Ниже приведена полная таблица доступности способов нанесения для конкретных типов объектов (для версии 6.22b). Заштрихованными показаны тип и способы, не реализованные в версии 6.22b (временно недоступные).

Предыдущая глава  К оглавлению  Следующая глава